Кабинет старшего воспитателя → Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Содержание коррекционной работы
Для организации коррекционной работы создана особая система, задачи которой ускорить развитие ребенка, оживить внутреннюю работу мысли и чувств, достичь нормы социального и речевого развития.
1. В основе системы – физическое развитие ребенка. Через развитие его тела, координации, волевого усилия создаются благоприятные условия для становления и созревания физиологических функций и мозговых структур.
Основной принцип – индивидуальный подход к ребенку.
2. Психическое развитие обеспечивает эмоциональное благополучие и состояние активности психики. Через специальную деятельность формируется социальный опыт и создаются условия развития интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.
Основные принципы:
- отказ от догматических методов и отвлеченности в обучении;
- приучение к ручной работе.
3. Речевое развитие обеспечивает через систему специальной работы функциональное созревание речевых центров и органов.
Основной принцип – интеграция специальных методов в общеразвивающие.
Направления коррекционной работы
1. Психическое развитие:
- развитие познавательных процессов;
- развитие коммуникационных сфер;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- социально-нравственное развитие.
2. Физическое развитие:
- опорно-двигательный аппарат;
- координация движений;
- мелкая моторика;
- лечебно-оздоровительная работа;
- организация питания.
3. Речевое развитие:
- исправление дефектов звукопроизношения;
- формирование лексико-грамматического строя речи;
- формирование фонематического восприятия;
- развитие общеречевых навыков.
Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Система работы педагога-психолога
Психологическую помощь участникам воспитательного процесса в ГБДОУ 32 оказывает педагог-психолог.
Формы работы с детьми:
- помощь детям в адаптации к детскому саду;
- проведение обследования детей и выработка рекомендаций по коррекции отклонений в их развитии;
- определение готовности старших дошкольников к обучению в школе;
- диагностика игровой деятельности детей;
- организация и регулирование взаимоотношений детей со взрослыми;
- диагностика взаимоотношений со сверстниками (социометрия).
Формы работы с родителями:
- психолого-педагогическое просвещение родителей (консультации, наблюдение за ребенком);
- развитие осознания педагогического воздействия родителей на детей в процессе общения;
- снижение уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу;
- обучение родителей методам и приемам организации совместной и самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- ознакомление родителей с элементами диагностики психических процессов (внимание, память);
- обеспечение высокого уровня подготовки детей к школе.
Формы работы с педагогами:
- подготовка и проведение педагогического консилиума;
- индивидуальное и групповое консультирование;
- подготовка и выступление на педсоветах, методических объединениях;
- повышение психологической компетенции педагогов.
Система физкультурно-оздоровительной работы
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Основные принципы физкультурно-оздоровительной работы:
- принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;
- принцип научности — подкрепление проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
- принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности;
- принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительных результатов независимо от возраста и уровня физического развития.
Основные направления физкультурно-оздоровительной работы
1. Создание условий
- Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
- Обеспечение благоприятного течения адаптации.
- Выполнение санитарно-гигиенического режима.
2. Организационно-методическое и педагогическое направление
- Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов.
- Изучение передового педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик.
- Систематическое повышение квалификации педагогических кадров
- составление планов оздоровления.
- Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.
3. Физкультурно-оздоровительное направление
- Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.
4. Профилактическое направление
- Проведение обследований и выявление патологий.
- Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний.
- Предупреждение острых заболеваний методами неспецифической профилактики.
Кабинет старшего воспитателя → Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья