Среда, 21.11.2018, 03:15

Детский сад № 32 Василеостровского района

Меню сайта
...
...
...
...

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Кабинет старшего воспитателя → Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

1  2  3

Система коррекционной работы с детьми в условиях логопедической группы.

Система работы учителя-логопеда

Основные цели:

  • своевременная систематическая медико-психолого-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии;
  • консультативно-методическая поддержка их родителей в организации воспитания и обучения ребенка;
  • социальная адаптация детей с отклонениями в развитии и формирование у них предпосылок учебной деятельности.

Основные задачи работы учителя-логопеда:

  • социальная адаптация детей в коллективе;
  • формирование коммуникативных способностей;
  • формирование умения сотрудничать;
  • осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
  • обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Приоритетные направления работы учителя-логопеда с детьми:

  • логопедическая коррекция дефекта;
  • социальная адаптация с последующей интеграцией в массовую школу;
  • развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития).

Образовательный процесс включает:

  • гибкое содержание;
  • педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие каждого ребенка, коррекцию дефекта.

Создание в группе условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей.

Это направление обеспечивается взаимодействием в работе логопеда и воспитателя.

Группы с логопедической коррекцией

В учреждении функционируют две группы, которые посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - с тяжелыми нарушениями речи, что подтверждено психолого-медико-педагогической комиссией.

Группы работают с учетом адаптированной образовательной программы, построенной с учетом особенностей психофизического развития воспитанников, их индивидуальных возможностей, примерной адаптированной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи под редакцией профессора Л. В. Лопатиной;

В этих группах обеспечивается коррекция нарушений речи учителями-логопедами, находящимися в штатном расписании учреждения.

Деятельность группы комбинированной направленности сочетает в себе два организационных подхода:

  • в расписании группы учтены подгрупповые занятия, предусмотренные адаптированной образовательной программой;
  • в расписании группы учтены групповые занятия, реализующие задачи основной образовательной программы.

При планировании работы учитывается баланс между спокойными и активными занятиями, занятиями в помещении и на воздухе, индивидуальными занятиями, работой в малых и больших группах. При реализации программ используются разные формы активности детей в малых группах и в целом в группе, разноуровневые задания, учитываются индивидуальные особенности детей. Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации образовательных программ, так и в ходе режимных моментов:

  • индивидуальных занятий с учителем-логопедом, педагогом-психологом и другими специалистами ДОО;
  • активных действий в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
  • совместной деятельности и игры в микрогруппах с другими детьми,
  • приема пищи;
  • дневного сна;
  • фронтальных занятий;
  • организации взаимодействия в детско-родительских группах;
  • праздников, конкурсов, экскурсий.

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком.

Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.

Характеристики предметно-развивающей среды:

  • безопасность;
  • комфортность;
  • соответствие возрастным особенностям развития детей и их интересам;
  • вариативность;
  • информативность.

Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках сверстников, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.

Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи.

Организация взаимодействия в детско-родительских группах представляет собой комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие, музыкальные занятия. Эти занятия ведут специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель. В ходе взаимодействия специалисты проявляют позитивное отношение ко всем детям, демонстрируют конструктивные способы поведения, оказывают информационную поддержку родителям. В ходе занятий родители принимают участие в играх, упражнениях, пении, изобразительной деятельности и этим, с одной стороны помогают детям включиться в занятия, а с другой — сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со своими детьми.

После занятия родители могут задать специалистам вопросы, обсудить волнующие их проблемы, получить информационную и психологическую поддержку. Присутствие на занятии нормально развивающихся детей дает возможность детям с ОВЗ следовать за сверстниками и учиться у них, а те, в свою очередь, получают позитивный опыт общения с детьми с ОВЗ.

Праздники, экскурсии, конкурсы — важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада.

1  2  3

 

Кабинет старшего воспитателя → Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья