Кабинет старшего воспитателя → Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Система коррекционной работы с детьми в условиях логопедической группы.
Система работы учителя-логопеда
Основные цели:
- своевременная систематическая медико-психолого-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии;
- консультативно-методическая поддержка их родителей в организации воспитания и обучения ребенка;
- социальная адаптация детей с отклонениями в развитии и формирование у них предпосылок учебной деятельности.
Основные задачи работы учителя-логопеда:
- социальная адаптация детей в коллективе;
- формирование коммуникативных способностей;
- формирование умения сотрудничать;
- осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
- обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;
- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Приоритетные направления работы учителя-логопеда с детьми:
- логопедическая коррекция дефекта;
- социальная адаптация с последующей интеграцией в массовую школу;
- развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития).
Образовательный процесс включает:
- гибкое содержание;
- педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие каждого ребенка, коррекцию дефекта.
Создание в группе условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей.
Это направление обеспечивается взаимодействием в работе логопеда и воспитателя.
Группы с логопедической коррекцией
В учреждении функционируют две группы, которые посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - с тяжелыми нарушениями речи, что подтверждено психолого-медико-педагогической комиссией.
Группы работают с учетом образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи), построенной с учетом особенностей психофизического развития воспитанников, их индивидуальных возможностей.
В этих группах обеспечивается коррекция нарушений речи учителями-логопедами, находящимися в штатном расписании учреждения.
Деятельность группы компенсирующей направленности сочетает в себе два организационных подхода:
- в расписании группы учтены подгрупповые занятия, предусмотренные адаптированной образовательной программой;
- в расписании группы учтены групповые занятия, реализующие задачи основной образовательной программы.
При планировании работы учитывается баланс между спокойными и активными занятиями, занятиями в помещении и на воздухе, индивидуальными занятиями, работой в малых и больших группах. При реализации программ используются разные формы активности детей в малых группах и в целом в группе, разноуровневые задания, учитываются индивидуальные особенности детей. Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации образовательных программ, так и в ходе режимных моментов:
- индивидуальных занятий с учителем-логопедом, педагогом-психологом и другими специалистами ДОО;
- активных действий в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
- совместной деятельности и игры в микрогруппах с другими детьми,
- приема пищи;
- дневного сна;
- фронтальных занятий;
- организации взаимодействия в детско-родительских группах;
- праздников, конкурсов, экскурсий.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком.
Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.
Характеристики предметно-развивающей среды:
- безопасность;
- комфортность;
- соответствие возрастным особенностям развития детей и их интересам;
- вариативность;
- информативность.
Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках сверстников, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.
Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи.
Организация взаимодействия в детско-родительских группах представляет собой комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие, музыкальные занятия. Эти занятия ведут специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель. В ходе взаимодействия специалисты проявляют позитивное отношение ко всем детям, демонстрируют конструктивные способы поведения, оказывают информационную поддержку родителям. В ходе занятий родители принимают участие в играх, упражнениях, пении, изобразительной деятельности и этим, с одной стороны помогают детям включиться в занятия, а с другой — сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со своими детьми.
После занятия родители могут задать специалистам вопросы, обсудить волнующие их проблемы, получить информационную и психологическую поддержку. Присутствие на занятии нормально развивающихся детей дает возможность детям с ОВЗ следовать за сверстниками и учиться у них, а те, в свою очередь, получают позитивный опыт общения с детьми с ОВЗ.
Праздники, экскурсии, конкурсы — важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада.
Кабинет старшего воспитателя → Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья